Несколько слов о
материалах в SketchAp
Для качественной
трёхмерной визуализации Вашего проекта мало построить хорошую геометрию.
Стоит позаботиться так же о реалистичных материалах. Безусловно, в
фотореалистичности SketchAp существенно уступает таким
популярным 3D-редакторам как 3Ds Max, Maya или даже Blender. С самого начала программа
позиционировалась скорее как упрощенный инструмент проектировщика и как
средство удобного создания набросков, что явствует уже из её названия*. Тем
не менее, даже с теми скупыми средствами, что нам предоставили разработчики,
можно добиться неплохих результатов… если понимать, что к чему.
Итак,
Вы уже заметили, что инструмент «Заливка» активируется горячей клавишей B.
001
Как
видим, SketchAp имеет
встроенную «палитру» уже готовых материалов, рассортированных по назначению –
древесина, бетон, растительность, эскизные штриховки, цвета и так далее. И в
каждой категории не менее десятка вариантов. Если не ограничивать себя самыми
примитивными задачами – не хватит даже на первое время.
Чтобы
применить материал к поверхности достаточно просто выбрать его в палитре…
002
И
кликнуть левой на соответствующую плоскость.
003
Аналогичным
образом можно затекстурировать всю модель, последовательно применяя материал
к каждой отдельной грани, либо включить инструмент «Выбрать» (горячая клавиша
– пробел), и удерживая нажатой
добавочную клавишу CTRL выделить
группы поверхностей, куда Вы намерены нанести одинаковую текстуру, а затем
уже активировать Заливку (B) и окрасить всё выделенное
одновременно в один клик, как это было
проделано со стенами шоу-рума на рисунке ниже.
004
Некоторые
материалы в палитре сразу являются светопроницаемыми
– для них даже выделен соответствующий раздел. Они весьма пригодятся нам,
если мы решим имитировать оконное стекло или тому подобные поверхности.
Светопроницаемый материал в палитре разделен диагональной чертой.
005
Часть
материалов окрашены равномерно, один – даже несёт в себе рисунок «фальшивого»
отражения облаков. Почему фальшивого? Потому, что если Вы не установили в
свой SketchAp какой-либо
плагин, расширяющий возможности визуализации (это может быть адаптация V-Ray или SU Podium), то ни
бликов, ни отражений, ни даже сколько-то качественных теней у Вас в проекте
не будет, а единственным источником света останется универсальное солнышко,
подключаемое через меню Вид > Тени.
Есть
в палитре также и равномерные цвета, представленные набором «Цвета», «Цвета
по названиям» и «Маркеры». Можете выбирать любой вариант. Обратим внимание
только на одну маленькую тонкость с белым цветом. Вообще-то все грани в
программе по умолчанию окрашены в белый с лицевой стороны и светло-серый – с
изнаночной. Но применение белого цветового материала всё же даёт некоторую разницу.
Да и позже, если Вы всё же пользуетесь сторонним рендером, таким как SU Podium или собираетесь экспортировать Вашу
сцену в другую программу, адекватная окраска будет иметь значение.
006
На
следующем рисунке Вы видите модель небольшого участка земли. Окрашенного
материалом из коллекции «Растительность». По периметру расположены столбики,
текстурированные материалами из раздела «Древесина». Не очень-то реалистично,
так как. Увы, ресунки текстур проецируются в SketchAp только планарно (плоско), вдоль
нормалей плоскостей. На практике это означает, что на больших и плоских
гранях всё будет выглядеть приемлемо. Но гнутую поверхность – цилиндр, конус,
сферу и все их производные, программа воспринимает не как цельный объект, но
как набор сочленённых под разными углами маленьких граней. И проецирует
рисунок текстуры на каждую из них в отдельности. В результате мы вместо целой
картинки видим «кашу» из фрагментов, даже не переходящих друг в друга. Так
что о «занавесках в цветочек» правильном рисунке ткани на мягкой мебели и
тому подобных штучках, легко осуществимых в Maya
или
3Ds Max
можно
забыть. Вывод – для гнутых поверхностей будем сразу выбирать мелкие,
иррегулярные узоры и смиримся с несовершенством проецирования.
Но
это еще не всё. Между столбами натянута сетка-рабица. И это явно не модель –
столь сложный набор граней, конечно, вполне можно создать, но сцена
получилась бы неоправданно «тяжелой». Конечно же. Между «столбами» просто
натянуты одинарные грани, и на них спроецирован еще один материал. Найти его
и еще несколько материалов ему подобных Вы сможете в разделе «ограждения».
Как
видим. Здесь и штакетник. И сварной забор, и несколько вариантов сетки.
Просто тут исходный рисунок задаёт не только цвет, но и прозрачность.
007
Вот,
вкратце. И весь набор базовых опций, связанных в SketchAp
с текстурированием геометрии. Во
второй части нашей статьи мы рассмотрим весьма интригующий вопрос – как
самим создавать новые материалы и добавлять их в весьма скупые исходные
коллекции? Какими вообще настраиваемыми свойствами обладают материалы в этой
программе, и как их переносить из проекта в проект?
В третьей части статьи
рассматривается вопрос управления проецированием материалов. Как ни малы
возможности SketchAp в этом плане, а они меж тем есть. И
будет полезно ими овладеть для того, чтобы получать в наших проектах
наилучшие результаты!
|